SITE LOGO
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [29]
Наш опрос
За кого будете голосовать 2 марта?
Всего ответов: 359
Начало » Статьи » Мои статьи

Субкультура, фашизм и антифашизм
Когда дети объединяются
Все реже и реже увидишь теперь в европейском городе стену, не украшенную разноцветными надписями – словами и лозунгами, вестниками меняющегося молодежного самосознания, написанные на стенах. Рейв, рэп, панк – слова, ассоциирующиеся с определенной музыкой, определенной одеждой и даже с определенным стилем поведения.

Крушение веры в абсолютную истину, крах религий и идео­логий породили интенсивный поиск «настоящих» ценностей и образов. Для многих людей это означало упрощение жизни в том, что касается работы и денег. Молодежь, в любом случае постоянно находящаяся в процессе поиска, отреагировала на все это созданием новых структур.

Многие молодые люди порывают с общепризнанными ценностями и выбирают новый стиль жизни – субкультуру с иными приоритетами и иным стилем поведения, которые придают смысл повседневной жизни.

Например, гэбберы...

Гэбберы (gabbers) – это одна из голландских субкультур. Они ведут жизнь нигилистов, в которой вечеринки, наркотики и дружба являются основным смыслом существо­вания. Музыка гэббер появилась в Роттердаме как голланд­ский вариант так называемого техно – электронной танцевальной музыки, изобретенной чернокожими диджеями промышленных городов США, таких, например, как Детройт. Слово «гэббер» происходит от «хавер», что на иврите означает «друг». Образ гэббера – это нагловатые, крепкие на вид парни и девушки мальчишеского вида в спортивных костюмах и кроссовках. Течение гэббер использует много чисто голландских элементов. Гордость в их среде очень значима, особенно в том смысле, к какому городу ты принадлежишь. Гэбберы – люди очень циничные и критичные, они проявляют большое недоверие ко всему и всем. В Роттердаме гэбберы очень быстро стали самой популярной субкультурой среди молодежи, независимо от возраста, социального статуса и пола, но, правда, среди них почти 100 % белых. Неудивительно, что последнее создает благоприятную почву для развития в их среде ра­сист­ских предубеждений и пропаганды.

Фашистские организации активно направляют на них свою пропаганду. Они распространили идею о том, что все гэбберы должны носить цвета национального голландского флага как символ патриотизма. Когда школы и молодежные центры начали запрещать это из-за растущей меж­этнической напряженности, фашисты организовали кампанию против этого запрещения. Так Роттердам стал свидетелем международного фашистского марша, участники которого, впрочем, едва прошли 60 метров и тут же были разогнаны полицией, опасавшейся стычек между фаши­стами и антифашистами.

Роттердам и его субкультуры
В Роттердаме и его пригородах живет около миллиона человек. Этот город более всего известен как самый крупный порт в мире. И действительно, порт и гигантский промышленный комплекс, связанный с ним, превратили Роттердам в один из крупнейших экономических центров Европы. Но за этим фасадом кроется сложная социальная структура общества: здесь живут вместе люди, имеющие различные этнические, национальные, культурные, социальные и экономические корни. Большие различия между граничащими друг с другом территориями лишь подчеркивают существующее многообразие. Человеческие взаимоотношения не считаются ни с какими границами, но в то же время создают новые. Особенно сильно в процесс разделения и создания новых границ вовлечена молодежь. Феномен субкультуры играет здесь главную роль. Если сравнить голландскую сельскую и городскую молодежь, то можно заметить, что последние сильно разделены, тогда как в сельской местности молодые люди держатся сплоченнее и больше похожи друг на друга.

Субкультура, к которой принадлежит в основном молодежь, – это определенный выбор того, какую одежду носить, какую музыку слушать, в какие ценности верить, и, в первую очередь, к какой группе принадлежать. В большом городе молодые люди могут выбрать любую из множества таких групп. Они возникают даже внутри национальных общин. Конечно, многие взрослые сохраняют связь со своей группировкой, когда становятся старше. Некоторые из них даже играют лидирующую роль в какой-либо субкультуре. Такое случается, например, в среде роттердамских хулиганов, где старшие и более опытные люди командуют молодыми. В таком городе, как Роттердам, в давящей атмосфере промышленного центра, принадлежность к какой-либо субкультуре придает жизни смысл.

Фашизм ощутимо присутствовал на политической сцене Роттердама последние двадцать лет. Результаты муниципальных выборов 1994 года были ошеломляющими: в некоторых районах за фашистов проголосовало почти 20% населения. К счастью, этот всплеск популярности фашистских партий вскоре пошел на убыль – сейчас они имеют только одно место в районном совете. Однако до сих пор Роттердам рассматривается ими как стратегически важная территория. Все основные фашистские организации, начиная с национал-социалистов и кончая ультраконсерваторами, проявляют заметную активность в данном регионе.

Антифашизм в Роттердаме – городе, разрушенном почти дотла фашистскими бомбардировками в 1940 году, – имеет действительно широкую поддержку. Немногочисленные, но очень деятельные люди отдают свое время и силы антифашизму. Это единственное место в Голландии, где сотрудничают между собой антифашисты, имеющие такие разные убеждения – анархисты, протестанты, либералы, коммунисты, социал-демократы и даже рэперы, хулиганы, сквотеры, рэйверы, скейтеры и многие другие. Самые разные люди собираются вместе в такие дни, как день памяти февральской забастовки, день борьбы с расизмом 21 марта, праздник освобождения 5 мая, день памяти жертв Хрустальной ночи 9 ноября.

Фашистские организации и субкультуры
Субкультура часто рассматривается фашистами – особенно национал-социалистами- как хорошая возможность для вербовки новых сторонников. Они, видимо, думают, что экстремисты «по жизни» могут быть легко втянуты в их собственный экстремизм. Дурной славой в этом смысле пользуются в особенности футбольные фанаты – потенциальные боевики, скинхеды – «хранители» ценностей белой рабочей среды, и – в случае с Роттердамом – гэбберы, часто вовлекаемые в конфликты на национальной почве.

Попытки фашистов привлечь этих людей обычно начинаются с пропагандистских материалов – буклетов и наклеек. Активисты фашистских организаций регулярно появляются на футбольных матчах, вечеринках рэйверов, рок-концертах и больших праздниках, поджидая тех представителей субкультур, которых они надеются вовлечь в свою деятельность. Одним из таких больших праздников было празднование в честь завоевания роттердамской футбольной командой «Фейенорд» чемпионского титула.

Следующим шагом, конечно, является попытка частично передать субкультуре свои идеи и символику. Самым ярким примером здесь может служить так называемый нордический крест, ныне широко распространенный знак в виде круга, поверх которого нарисован крест. Этот символ был «внедрен» фашистами больше десяти лет назад на футбольных стадионах. Теперь хулиганы по всей Европе используют его. Основной смысл данной символики – идея «белой силы». Известно, что голландская фашистская партия CP’86 бесплатно распространяла изображения этого символа среди заинтересованных гэбберов.

После того, как люди принимают их символику и идеи, фашисты начинают вовлекать их в свою деятельность. Обычно это выражается в том, что фашисты привлекают их к демонстрациям или раздаче буклетов, особенно часто во время предвыборных кампаний. Иногда они пытаются подтолкнуть представителей субкультуры к насилию. Они организовывали с помощью хулиганов атаки на сквотеров в Гронингене и Гааге – двух других крупных городах Нидерландов. Другой пример – это их работа в военных лагерях для подготовки солдат и отправка добровольцев-наемников в бывшую Югославию. Члены партии СР’86 из Роттердама воевали в рядах хорватских отрядов милиции HOS – независимой фашистской организации, действовавшей под командованием хорватской регулярной армии. На совести милиции HOS, в частности, убийство гражданских лиц.

Когда опыт взаимодействия субкультуры и фашистов уже достаточно велик, последние начинают использовать молодежные группировки в своих целях. Они предоставляют информацию о «врагах» – обычно антифашистах, учат делать бомбы. Фашисты просто провоцируют насилие. Очень часто лидеры субкультурных групп, сотрудничающих с фашистами, принадлежат к фашистским партиям либо получают от них инструкции.

Фашизм внутри субкультур
Можно сказать, что людей, принадлежащих к субкультуре, можно разделить на три категории: фашисты, антифашисты и нейтральные. Это теоретическое деление применимо к скинхедам, где бонхеды-фашисты, нейтральные скутер-скины и редскины-антифашисты имеют одинаковые предпочтения в одежде и музыке. Ясно, однако, что ни одна из существующих субкультур не является фашистской по определению.

Субкультура означает непрекращающийся процесс изменения. И в таком процессе некоторые первоначальные идеи забываются или игнорируются, что приводит к искажению исходных ценностей и приоритетов. Согласно образу жизни этих людей, жизнь представляет собой непрекращающуюся борьбу за исходные ценности и за четкую грань между тем, что относится к ним, и тем, что – нет.

Было бы более точным рассматривать фашистские субкультуры как часть политической жизни фашизма и говорить об элементах фашизма в субкультурах – таких, например, как культ лидера, расизм, идеи превосходства над другими, апелляция к тоталитарным решениям и т. д.

Опасность может заключаться в духе самоизоляции и соперничества с другими группами, на почве чего может вырасти нетерпимость между различными субкультурами. Трудно назвать антисемитами роттердамских хулиганов, кричащих «Евреи! Евреи!» амстердамским хулиганам, называющим себя «суперевреями», но определенно проявлением антисемитизма являются их выкрики типа: «Смерть евреям!». Белые гэбберы правы, жалуясь на дискриминацию, на то, что существует молодежный центр и специальные программы для марокканской молодежи, а для них – ничего. Но их решение поджечь местную мечеть – это уже преступление на почве расизма.

Существование строгих правил внутри субкультуры может породить угнетение отдельных ее последователей. «Неправильное» поведение в среде скинхедов – например, поцелуй двух мужчин – может привести к жестоким побоям. Люди могут быть принуждены употреблять наркотики или совершать преступления из-за давления вышестоящих членов организации или из-за признанных в ней норм поведения. Иногда граница между сектой и субкультурой становится очень тонкой. Например, самая крайняя форма «straight edge hardcore punk» – панков, проповедующих жизнь без вредных привычек, – требует от своих приверженцев участия в движении кришнаитов.

Часто люди считают молодежь, принадлежащую к субкультуре, хулиганами, создающими неприятности. Вызывающая внешность таких людей, как панки и гэбберы, производит отталкивающее впечатление. С одной стороны, противопоставление себя буржуазным ценностям и образу жизни – это одна из целей субкультуры, но, с другой стороны, провоцируемые этим дискриминация и предрассудки по отношению к субкультуре лишь ухудшают отношения между субкультурой и обществом в целом.

Антифашизм и субкультуры
Посмотрев на наиболее выдающихся антифашистов Голландии, можно остаться под впечатлением, что данное движение функционирует как субкультура со своими собственными стилем одежды, музыкой и, что самое главное, своими собственными ценностями. В Роттердаме ситуация несколько иная. Здесь антифашисты не так выделяются, они стараются приспосабливать свой стиль работы к насущным проблемам. Некоторые из них – это скинхеды, дерущиеся на концертах с бонхедами, другие – сквотеры, помогающие с жильем нелегальным иммигрантам, третьи – хулиганы, организующие антифашистский бойкот на футбольных стадионах. Все они пытаются противостоять фашизму и фашистам – каждый в своей собственной среде.

Противостоять проникновению фашизма в субкультуру – трудная задача. Практически невозможно работать с «субкультурной» молодежью, если она сама не действуют в том же направлении. Антифашисты должны поддерживать тех, кто желает бороться против фашизма, или становиться частью субкультуры, чтобы действовать «изнутри».

Хороший пример такой работы – история, произошедшая несколько лет назад с роттердамским футбольным клубом «Фейенорд».

Прежде роттердамские хулиганы были известны своими расистскими выходками. Например, они бросали бананы в чернокожих футболистов. Некоторым антирасистам, посещающим матчи, это так надоело, что они решили что-то предпринять. Они образовали группу «Болельщики Фейенорда против расизма» и приносили плакат с этими словами на каждый матч. Из своего собственного кармана активисты группы оплатили изготовление 10 000 наклеек с эмблемой клуба и антирасистским лозунгом.

Результат был весьма обнадеживающим: футболисты публично высказывались в поддержку данной акции, лидеры хулиганов также ее одобрили, администрация клуба расценила эту акцию как очень выгодную для клуба, журналисты различных телевизионных программ брали интервью, и расистские настроения на стадионе постепенно сошли на нет. Главной мыслью группы активистов было то, что верность клубу не должна обязательно сопровождаться расизмом, особенно если учесть, что половина команды состоит из иммигрантов.

Поначалу фашисты запугивали членов группы и предпринимали атаки на них, но в конце концов фашистов прогнали со стадионы хулиганы, занявшие сторону антирасистов. После того, как видный деятель партии CP’86 попал в больницу, фашистская пропаганда прекратилась. Между тем сам клуб решил разработать антирасистскую программу действий. Для иллюстрации этого поворота к эмблеме клуба было добавлено изображение рукопожатия двух рук – белой и черной. После этого антирасистская группа заключила, что ее миссия выполнена, и самораспустилась.

Работа с молодежью и субкультуры

В Голландии практически любая проблема, связанная с молодежью, – это проблема работы с молодежью. Государство платит людям, работающим с молодежью, за то, чтобы они уделяли внимание юношам и девушкам как в специальных центрах, так и на улице. В последние годы появилось много проблем, связанных с фашизмом и молодежью, принадлежащей к субкультурам.

Главная дилемма работающих с молодежью – занимать или не занимать определенную политическую позицию, противостоять молодым фашистам или относиться к ним терпеливо и продолжать свою работу. Вторая проблема – это недостаток знаний у этих людей. Они прекрасно знают теоретическую социологию и психологию, но мало что понимают в быстро меняющемся и сложном мире субкультур.

Они зачастую терпят крах в своих попытках разобраться в проблеме нарастающей напряженности между белыми фашистами и молодыми чернокожими иммигрантами. В результате начинаются драки. Несколько лет назад в восточных районах Роттердама один из молодежных работников получил серьезное ножевое ранение, когда пытался защитить чернокожего парня от фашистов.

Работающие с молодежью часто обращаются за помощью в полицию и антифашистские организации. Однако силовые методы, которые предлагает полиция, не решают проблемы. Антифашистские организации предлагают защиту и поддержку смелым людям, работающим с молодежью и желающим бороться против фашизма и расизма. Именно эти антифашистски настроенные молодежные работники более всего способны повлиять на ситуацию.

Длительное время бетонные пригороды на востоке Роттердама были свидетелями жестокой конфронтации между различными субкультурами. Эта конфронтация имела национальный характер: белые гэбберы против чернокожих рэперов. Конфликт между этими группами захватил даже молодежные центры, что стало большой проблемой для тех, кто в них работал. Одни сумели не допустить конфронтации в своих центрах, другие – нет. Но все они испугались.

Антирасистская группа одного из молодежных центров начала исследовать данную проблему, и выяснилось, что фашисты были причастны к провоцированию межнационального конфликта. Оказывается лидеры гэбберов посещали собрания фашистской партии CP’86, а некоторые даже числились ее членами. Группа активистов начала подготовку крупномасштабной антирасистской кампании в школах и молодежных центрах. Их работа с молодыми людьми была направлена против фашистов, и ответы на пропаганду CP’86 были хорошо продуманы и аргументированы. Фашисты потеряли поддержку, а вместе с этим и возможность манипулировать молодежными группировками. В то же время антирасистская кампания лишь укрепила связь между местными антифашистами. Это привело к перемене настроения в сторону большей терпимости среди местной молодежи.

Насаждение терпимости: голландское государство и субкультуры
Голландское государство относится к субкультурам без боязни и даже готово их субсидировать. От организаторов культурных мероприятий и молодежных работников требуют внимательного отношения к различным объединениям молодых людей, особенно тех, условия жизни которых считаются неблагоприятными.

Тем не менее, когда субкультура начинает представлять угрозу общественному порядку, государство мобилизует все свои силы для подавления. Неистовые хулиганы – болельщики «Фейенорда» – рассматриваются прессой и политиками как враг общества номер один. После смерти хулигана из Амстердама во время прошлогодней драки дюжина роттердамских хулиганов попала на скамью подсудимых. В числе прочего им вменялось в вину членство в криминальной организации согласно статье 140 уголовного кодекса. Данная статья была создана и поначалу использовалась против мафиозных структур, в основном торговцев наркотиками. Потом предпринимались попытки использовать ее против сквотеров, но они всегда заканчивались неудачей.

Секретные службы Голландии нашли себе нового врага в лице гэбберов. Толстый отчет на 118 страницах говорит о том, что организации гэбберов являются источником насилия на почве национализма, и поэтому представляют угрозу. Он заканчивается обращением автора к гэбберам-антирасистам с призывом о поддержке. Этот отчет и не точен, и не очень научен. Он напоминает отчеты, еще раньше подготовленные тайными службами роттердамской полиции, которые сообщали о возможности расовых беспорядков и, в сущности, были составной частью полицейской кампании против «криминальной» молодежи из среды иммигрантов.

Страхи общества подкрепляются высказываниями различных политиков как левого, так и правого крыла, и они лишь усиливаются средствами массовой информации, всегда ищущими скандала. Это лишний раз демонстрирует растущий разрыв между элитой и остальным обществом, который когда-то казался невероятным в маленькой толерантной Голландии.

Категория: Мои статьи | Добавил: Silent (02.06.2007)
Просмотров: 4813 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.3 |

Всего комментариев: 2
0
2 acethaxia   [Материал]
ОДНОКЛАССНИКИ ЗНАКОМСТВА

0
1 Arrarciva   [Материал]
ygfkj

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск по каталогу
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2006Конструктор сайтов - uCoz